Янв 312014
 

Августовская педагогическая конференция работников образования
Управление образования Администрации города Новочеркасска
Методический кабинет
МБДОУ детский сад № 56

Выступление-Бондаревой-Н.Е.

Выступление на августовской конференции
(Секция учителей-логопедов и психологов)

Подготовила:
учитель-логопед
Бондарева Н.Е.

г. Новочеркасск
2011г.

    На сегодняшний день федеральные государственные требования являются определяющими содержание образовательной работы. В разделе 3.4 говорится о том, что содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы. Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и развитие речи ребенка останавливается, речь становится скудной и безграмотной. Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дизартрия. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы. При дизартрии наблюдаются расстройства артикуляции, голосообразования, темпа и ритма, интонации речи.

   Моторика у детей с дизартрией отличается общей неловкостью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (И.П.Павлов, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев}. Они пришли в выводу, что особенно тесно связанно со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящей нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточено пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова(1979) пишет о том, что движение пальцев рук исторически, в ходе развитая человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.

   Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев. Таким образом, подчеркивает М.М.Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона. Таким образом, моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами создания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, т.е. мелкую моторику.

   Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться,  рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.

    Учителя-логопеды в школах отмечают, что многие 7-летние дети с речевыми нарушениями  плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук . Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируется. Отмечается снижение темпа графической деятельности. Все это в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе. Многих сложностей можно избежать, проведя целенаправленную работу по развитию мелкой моторики пальцев рук. В своей ежедневной работе с детьми логопатами мы используем различные игры и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук.

1.Пальчиковая гимнастика

2.Пальчиковые игры;

3.Работа с природным материалом;

4.«Песочная терапия»;

5.Работа с использованием «бросового материала» (спичек, шнурков, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц и т.д.)

6.Развивающие игры (мозаика, конструктор, пазлы, игры с резинками)

7. Массаж пальцев рук и ладонных поверхностей, с использованием различных массажеров.

8. Развивающие игры В.В. Воскобовича

9.Работа на листах бумаги, разлинованных в клетку.

10.Театрализованные игры и упражнения.

К сожалению, в отечественной логопедии на сегодняшний день наиболее приоритетным и особенно полно разработанным является коррекционное направление, фокусирующиеся на преодолении возникающих или уже имеющихся нарушений речи. Но такое направление отчасти затеняет другие не менее важные формы работы. Например, использование различных видов творчества, культурно-досуговой деятельности для устранения речевых нарушений, пока не нашло широкого применения в логопедической практике. Весте с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями. Мною были изучены программы и методики, касающиеся театрализованной деятельности: Н.Ф.Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр-творчество-дети»; Е.А.Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду», а так же «Системы коррекционной работы» Н.В. Нищевой, В.В. Цвынтарного «Играем пальчиками и развиваем речь», О.В. Узоровой, Е.А.Нефедовой «Игры с пальчиками», Е.С. Синициной «Умные пальчики», И.Н. Лопухиной «Логопедия. Речь. Движение». Поэтому в течение 2010-2011 учебного  года была запланирована и осуществлялась углубленная работа по развитию моторных навыков у детей-логопатов, через театрализованные игры и упражнения.

Основными направлениями логопедической работы в театрализовано-игровой деятельности являются:

—  развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического
восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

—  развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой
моторики руки, снятие мышечного напряжения формирования правильной
осанки.

—  развитие сценического мастерства и речевой деятельности, развитие
мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия,
совершенствование грамматического строя речи, монологической и
диалогической формы речи, игровых навыков и творческой
самостоятельности.

Основная цель: всестороннее; последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Задачи:

     Образовательные: развивать речь, развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков, совершенствование слогов структуры слова, уточнение структуры предложения, совершенствование связанных высказываний.

   Воспитательные: личных качеств, воспитание духовности детей: (эмоционально-волевой сферы, познавательной активности)

    Коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов, активизация речевой деятельности детей, развитие артикуляции, мелкой и общей моторики.

  В своей работе использую этюдный тренажер; коррекционно-развивающие игры; упражнения с элементами логоритмики, артикуляционной гимнастики, упражнения для развития моторики рук, необходимы для свободного кукловождения; упражнения на развитие плавного выдоха, развитие глубокого вдоха, развитие силы голоса и речевого дыхания; упражнения на развитие ритмичной, выразительной речи, координации движений, ориентировки в пространстве, пальчиковые игры.

    Интересные занятия для предметно практической деятельности, по сказкам взяла из книги О.Б. Сизовой «Шесть шагов к развитию речи». Например, конструирование из палочек и пуговиц сказочных героев, рисование по палочкам, «Узнай сказочного героя», упражнения по выкладыванию сказочного персонажа из ниток по бархатной бумаге, выгибание из мягкой тонкой проволоки.

      Большое значение я придаю вариантам использования пособий и кукол в работе с детьми.

Пальчиковые куклы:

— Куклы — медальки;
— Куклы — топотушки;
— Куклы — паучки.

Театрализованные игры и упражнения позволяют:

—  развивать общую моторику и тонкие движения пальцев рук;

—      выработать умение управлять своими органами артикуляции;

—      формировать навык правильного речевого дыхания;

—      улучшить дикцию, четкое произношение звуков;

—      тренировать навык активно пользоваться мимическими мышцами;

—      повышать работоспособность, речевую активность.

В результате проделанной работы движение и речь становится более правильными, выразительными, эмоциональными. Дети становятся общительными, раскрепощенными, хорошо подготовленными к школе.

Активное участие в работе с детьми принимали воспитатели группы. Воспитатели с детьми разучивали монологи, потешки, скороговорки, разыгрывали сценки для кукольных спектаклей, осваивали технику управления куклой на ширме и на полу. Материал нами бал подобран по лексическим темам. В вечерние часы обыгрывали отрывки из сказок, выкладывали сказочных героев и сюжет из бросового материала, выгибали из мягкой проволоки. Рисовали сказочных героев лоточкам «Узнаю героя», «Кто из какой сказки»,

Коррекция моторики ребенка должна проводиться систематически во всех видах деятельности ребенка, всеми специалистами ДОУ, а так же родителями.

Для родителей мною был подобран специальный материал по развитию моторики детей в кругу семьи: игры; упражнения; этюды, обучающие управлять куклами. Эту информацию родители получили в буклетах, знакомились с ней на информационных стендах. Все это позволило привлечь внимание родителей. Родителям предлагала изготовить любой вид театра своими руками в домашней обстановке (вместе с детьми нарисовать фигурки или только головы зверюшек, человечков и приклеить к картонным колечкам, которые надеваются на пальцы) и продолжать развивать творческие способности своего ребенка дома.

Театрально-игровая деятельность, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность.

Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.

В заключении хотелось бы сказать, что использование театрализованных игр и упражнений позволило  улучшить координацию движений, зрительные и слуховые анализаторы, ориентировку в пространстве, моторные нарушений у детей дизартриков.

Спасибо за внимание.