МБДОУ детский сад №56
(выступление в рамках участия в городской конференции работников ДОУ
для родителей и общественности
«Дошкольникам о Донском крае»)
Подготовила:
Заведующий МБДОУ
детским садом №56
Г.Д. Саламатина
г. Новочеркасск
2012г.
Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека».
М.А. Шолохов
Детство – время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний. Ребёнка окружает любопытный для него мир природы как нечто неизведанное, загадочное, мир сказки, песни, побуждающий к воображению, мир города, в улицах которого кроется тайна жизни и многие другие детские забавы, мир людей, по образу которого ребёнок творит свой собственный внутренний мир. Ребёнок-дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром.
Вот почему так важно, чтобы мама и папа, педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой Дона, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.
Основополагающим фактором воспитания патриотизма является национально — региональный компонент. Чтобы целенаправленно, в системе вести эту работу с дошкольниками, в 2005 году научный творческий коллектив педагогов Ростовского педагогического института в составе
Р.М. Чумичевой, к.п.н., профессора, О.Л. Ведмедь, к.п.н., доцент, и Н.А. Платохиной, к.п.н., доцент, разработали для дошкольных работников программу по реализации регионального компонента «Родники Дона». Эта программа была переработана и переиздана в 2011 году
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, основная цель которой — развитие у старших дошкольников ценностно-смыслового отношения к культуре, истории и природе Донского края. Для достижения поставленной цели определены задачи:
— Создание условий для культурной идентификации детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой родного края
— Развитие у дошкольников любознательности к культуре , истории и природе родного края
— Развитие эмоционально-ценностной сферы отношений ребёнка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края
— Развитие субъектного опыта дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой, природоохранной деятельности.
Эти задачи определяют направления и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание программы для детей 5-6 лет включает следующие блоки:
1 блок «Казаки и казачата»
2 блок «Краски и литература Тихого Дона»
3 блок «Архитектура моего дома»
4 блок «Природа родного края»
5 блок «Народные праздники и традиции Донского края».
В подготовительной группе (дети 6-7 лет) содержание программы также распределено по блокам:
- 1 блок «Человек в истории Донского края»
- 2 блок «Человек созидатель культуры»
- 3 блок «Человек в пространстве Донского края»
- 4 блок «Ценности природы родного края»
- 5 блок «Праздники – события в жизни людей »
Материал, предлагаемый детям этого возраста, идёт по нарастающей, т.к. даётся на основе уже полученного в старшей группе опыта.
Программа «Родники Дона» нашла широкое применение в работе детских садов нашего города. Уровень внедрения этой программы в воспитательно-образовательный процесс вы видите на диаграмме. Педагоги проводят с детьми не только тематические занятия (по блокам), но и экскурсии по микрорайону, городу, в музей и драмтеатр, выездные экскурсии в Семикаракоры, Ростов. Проводят конструирование из строительного материала, рисование, труд на участке детского сада, различные конкурсы. И, конечно же, развлечения, праздники из жизни -казаков, в которых вы, уважаемые родители, принимаете активное участие. Вы также как и педагоги способствуете воспитанию у детей любви к Донскому краю , когда вместе с ними отдыхаете, выезжая на природу, гуляя по улицам родного города, рассказывая о своей семье.
Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. А мы, взрослые им поможем.
Уважаемые коллеги, родители и гости нашей конференции!
Будьте счастливы со своими детьми и любимы ими!
Сохраните им Детство и Детство в себе!
Спасибо за внимание!