Янв 312014
 

МБДОУ детский сад №56

РД

(выступление в рамках участия в городской конференции работников ДОУ
для родителей и общественности
«Дошкольникам о Донском крае»)

Подготовила:
Заведующий МБДОУ
детским садом №56
Г.Д. Саламатина

г. Новочеркасск
2012г.

    Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека».

М.А. Шолохов

Детство – время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний. Ребёнка окружает любопытный для него мир природы как нечто неизведанное, загадочное, мир сказки, песни, побуждающий к воображению, мир города, в улицах которого кроется тайна жизни  и многие другие детские забавы, мир людей, по образу которого ребёнок творит свой собственный внутренний мир. Ребёнок-дошкольник стоит  вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром.

 Вот почему так важно, чтобы мама и папа, педагоги были рядом  с ним, помогали соприкасаться с народными  традициями, историей, культурой,  природой Дона, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

     Основополагающим фактором воспитания патриотизма является национально — региональный компонент.  Чтобы  целенаправленно, в системе вести эту работу с дошкольниками, в 2005 году  научный творческий коллектив педагогов Ростовского педагогического института в составе
Р.М. Чумичевой, к.п.н., профессора,  О.Л. Ведмедь, к.п.н., доцент, и  Н.А. Платохиной, к.п.н., доцент, разработали для дошкольных работников программу по реализации регионального компонента «Родники Дона». Эта программа  была переработана и  переиздана в 2011 году

Программа рассчитана  на детей старшего дошкольного возраста, основная цель которой  — развитие у старших дошкольников  ценностно-смыслового отношения к культуре, истории и природе Донского края.  Для достижения поставленной цели определены задачи:

Создание условий для культурной идентификации детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой родного края

—  Развитие у дошкольников любознательности к культуре , истории и природе родного края

 — Развитие эмоционально-ценностной сферы отношений ребёнка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края

— Развитие субъектного опыта дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой, природоохранной деятельности.

Эти задачи определяют направления и содержание  работы с  детьми  старшего дошкольного возраста. Содержание программы для детей 5-6 лет включает следующие блоки:

1 блок «Казаки и казачата»

2 блок «Краски и литература Тихого Дона»

3 блок  «Архитектура моего дома»

4 блок «Природа родного края»

5 блок «Народные праздники и традиции  Донского края».

В подготовительной группе (дети 6-7 лет) содержание  программы также распределено по блокам:

  • 1 блок «Человек     в истории Донского края»
  • 2 блок  «Человек созидатель культуры»
  • 3 блок  «Человек в пространстве Донского края»
  • 4 блок «Ценности природы родного края»
  • 5 блок   «Праздники – события в жизни  людей »

Материал, предлагаемый детям этого возраста, идёт по нарастающей, т.к. даётся на основе уже полученного в старшей группе опыта.

Программа «Родники Дона»  нашла широкое применение в работе детских садов нашего города. Уровень внедрения этой программы в воспитательно-образовательный процесс вы видите на диаграмме.  Педагоги  проводят с детьми не только тематические занятия (по блокам), но и экскурсии по микрорайону, городу, в музей и драмтеатр, выездные экскурсии в Семикаракоры, Ростов. Проводят  конструирование из строительного материала, рисование, труд на участке детского сада, различные конкурсы.  И, конечно же, развлечения, праздники из жизни -казаков, в которых вы, уважаемые родители,  принимаете активное участие. Вы также как и педагоги способствуете воспитанию у детей любви к Донскому краю , когда вместе с ними отдыхаете, выезжая на природу, гуляя по улицам родного города, рассказывая о своей семье.

         Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках,  в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. А мы, взрослые им поможем.

 

Уважаемые коллеги, родители и гости нашей конференции!

Будьте счастливы   со своими детьми и любимы ими!
Сохраните им Детство и Детство в себе!

Спасибо за внимание!