Янв 312014
 

Роль мелкой моторики в развитии ребёнка дошкольного возраста.

   В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с речевой патологией.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые нарушения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Научно установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

   Наблюдается закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в переделах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

У детей с речевой патологией отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же недостаточная подвижность пальцев рук, так как это тесно связано с речевой функцией.

   Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находится на кончиках их пальцев. От пальцев образованно говорят, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

     Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

В настоящее время многих волнует вопрос, как правильно подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него развиты память и внимание, связная речь. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и психологической готовности ребёнка к школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков руной умелости. Что является мощным средством поддержания тонуса и работоспособность коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к школе уже на самых первых этапах.

Систематические игры и упражнения по тренировке движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работы коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в больше степени связана с развитием действий рук.

   Развивать мелкую моторику помогут следующие упражнения и игры:

  • Раскладывание пуговиц, зёрен, круп (например, фасоль и горох).
  • Нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку.
  • Игры с мозаикой, пазлами, строительным материалом, пирамидкой, конструктором.
  • Выкладывание фигурок из спичек, счётных палочек, узоров из гороха, фасоли, желудей.
  • Наматывание толстых ниток в клубок.
  • Завязывание и развязывание узелков на верёвочках, тесьме разной толщины.
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка, плетение косичек из разноцветных шнурков.
  • Катание по очереди каждым пальчиком камешков, шариков, мелких бусинок.
  • Вышивание.
  • Лепка и пластилина, глины, теста.
  • Упражнения с маленькими теннисными и каучуковыми шариками, грецкими орехами, небольшими резиновым эспандером.
  • Раскрашивание картинок, обведение трафаретов, шаблонов, предметов по контуру, их штриховка в разных направлениях.
  • Рисование карандашами, мелками, углём, гуашью, красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем).
  • Работа с ножницами, с тонкой медной проволокой в пластмассовой изоляции.
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Различные пальчиковые игры (инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук ребёнка со стихотворным сопровождением).

Стихи, сопровождающие упражнения – это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

Например:

Один, два, три, четыре мы с тобой снежок слепили, круглы, крепкий очень гладкий, и совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим, два — поймаем, три – уроним и сломаем.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.