Роль мелкой моторики в развитии ребёнка дошкольного возраста.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с речевой патологией.
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые нарушения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Научно установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Наблюдается закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в переделах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
У детей с речевой патологией отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же недостаточная подвижность пальцев рук, так как это тесно связано с речевой функцией.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находится на кончиках их пальцев. От пальцев образованно говорят, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
В настоящее время многих волнует вопрос, как правильно подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него развиты память и внимание, связная речь. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и психологической готовности ребёнка к школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков руной умелости. Что является мощным средством поддержания тонуса и работоспособность коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к школе уже на самых первых этапах.
Систематические игры и упражнения по тренировке движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работы коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в больше степени связана с развитием действий рук.
Развивать мелкую моторику помогут следующие упражнения и игры:
- Раскладывание пуговиц, зёрен, круп (например, фасоль и горох).
- Нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку.
- Игры с мозаикой, пазлами, строительным материалом, пирамидкой, конструктором.
- Выкладывание фигурок из спичек, счётных палочек, узоров из гороха, фасоли, желудей.
- Наматывание толстых ниток в клубок.
- Завязывание и развязывание узелков на верёвочках, тесьме разной толщины.
- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка, плетение косичек из разноцветных шнурков.
- Катание по очереди каждым пальчиком камешков, шариков, мелких бусинок.
- Вышивание.
- Лепка и пластилина, глины, теста.
- Упражнения с маленькими теннисными и каучуковыми шариками, грецкими орехами, небольшими резиновым эспандером.
- Раскрашивание картинок, обведение трафаретов, шаблонов, предметов по контуру, их штриховка в разных направлениях.
- Рисование карандашами, мелками, углём, гуашью, красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем).
- Работа с ножницами, с тонкой медной проволокой в пластмассовой изоляции.
- Изготовление поделок из природного материала.
- Различные пальчиковые игры (инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук ребёнка со стихотворным сопровождением).
Стихи, сопровождающие упражнения – это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
Например:
Один, два, три, четыре мы с тобой снежок слепили, круглы, крепкий очень гладкий, и совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим, два — поймаем, три – уроним и сломаем.
Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.