Янв 312014
 

Речевое развитие детей,

как основной фактор готовности к обучению в школе

   Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь — это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Но интеллект появляется у ребёнка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растёт, а лишь при непременном условии овладении этим человеком речью.

Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его уже с младенческого возраста, то такой ребёнок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются эмоционально-волевая сфера ребёнка.

Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т.е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком (homo sapiens). Истории известны случаи, когда в силу каких-то трагических животных (волков, пантер, собак) и были ими вскормлены. Когда люди обнаружили этих детей в возрасте после трёх лет и возвращали их в человеческое общество, то всегда оказывалось, что они имеют повадки вскормившего их животного и совершенно не обладают теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.

Известны многочисленные случаи, менее трагические, но столь же печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому  что были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте.

Воспитатель обязан помнить, что речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

В 6-7 лет, а иногда и раньше, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными.

Ещё острее встанет вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать не успеваемость ученика. Те не удобства, которые ребёнок испытывал в семье, в детском саду, ещё в большой мере сказываются в школьном коллективе.

С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится широко пользовать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно необходимым для ребёнка становится чистое произношение звуков и слов, когда он начинает овладевать грамотой.

Между чистой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они

Слышат «мине» (мне), то он почти всегда так и пишет эти слова. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность её должны осознать и родители, и воспитатели.