Янв 312014
 

Управление образования Администрации города Новочеркасска
Методический кабинет
МДОУ Д/С №56

«Взаимодействие детского сада и семьи по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности»

Выступление на августовской конференции
(секция воспитателей и специалистов)

Подготовила:
музыкальный руководитель
Куевда Е.Ю.

г. Новочеркасск
2010г.

   Что такое театр? Театр – это всегда сказка, чудо, волшебство… Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность, что способствует объединению детей и родителей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

   Л.С. Выготский говорил:  « не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае – детей. Творческий процесс – особая форма перехода от известного к неизвестному, к новому. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития  чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовны ценностям. Это конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. А театрализованная деятельность включает в себя и выразительное движение, и танец, и пение, и игру, дает широкие возможности для развития активности детей, свободы выражения чувств и мыслей, пробуждение фантазии, добрых взаимоотношений между детьми.

   Совместная деятельность педагогов детского сада  и семьи ориентирована на развитие взаимодействия, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня эстетического развития детей и взрослых средствами театрального искусства. Но, к сожалению, потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи адекватными поставленной цели средствами. Одним из таких средств выступает совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

    В течение нескольких лет в детском саду работает театральная студия

 «Сказка», которую посещают выборочно дети старшего дошкольного возраста.  Степень участия родителей в работе студии была довольно низкая. В основном, родители выступали в роли зрителей, Но мне  хотелось, чтобы  ребенок любого возраста мог окунуться в мир театра, и чтобы рядом с ним были не только педагоги детского сада, но и родители. Ведь знакомство ребенка с театральным искусством происходит не только в стенах детского сада.  Поскольку театрализованная деятельность является интегрированной  деятельностью (включает в себя: пение, танцы, игру на инструментах и т.д.), она  представляет большие возможности для развития ребенка. Первым шагом к налаживанию партнерских отношений  с семьей явилось анкетирование родителей, по результатам которого  было выявлено, что 86% родителей готовы к сотрудничеству, которое подразумевало активное включение в работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

   Поэтому на протяжении двух лет я планирую и осуществляю более углубленную работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.  Свою работу с семьей строила на основе общих принципов взаимодействия детского сада и семьи.  При планировании данной работы перед собой ставила следующие цели и задачи:

Цели:  

1. Активизировать совместную деятельность родителей и педагогов средствами театрального искусства.

2. Способствовать развитию творчества дошкольников в совместной деятельности взрослых и детей.

Задачи на 2008 – 2009 учебный  год:

 — развивать творческое содружество в детско-взрослом коллективе;

 — создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;

 — развивать потребность в совместной деятельности  детей и взрослых  средствами театрального искусства;

 — поддерживать и развивать желание делать приятное окружающим;

Задачи на 2009 – 2010 учебный год:

— приобщать детей к театральной культуре;

 — знакомить с элементами актерского мастерства;

 —  стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

— обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

   Реализация большинства этих задач возможна была при более тесном контакте семьи и детского сада. Эффективность взаимодействия возможна при использовании различных форм работы. Осуществляя работу по взаимодействию детского сада и семьи, использовала различные методы и приемы: беседы о том, как театрализованная деятельность влияет на общее развитие ребенка, индивидуальные консультации по вопросам, возникающим у родителей, консультации на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства», «Предметно развивающая среда, необходимая для развития творческих способностей ребенка» ит.д. Для родителей мною был подобран специальный материал по развитию творческих способностей детей в кругу семьи: этюды, игры, упражнения, развивающие речь, мимику, жесты, воображение, эмоции детей, а также этюды, обучающие управлять театральными куклами различных систем. Эту информацию родители  получали в буклетах, знакомились с ней на информационных стендах. Так же использовала различные формы работы:

—  мультимедийные презентации, включающие в себя показ практического материала, который мог помочь родителям более активно участвовать в развитии творческих способностей своих детей; было наглядно показано, как можно в домашних условиях проводить различные игры и упражнения, разучивать роли, обыгрывать характер того или иного персонажа;

— мастер – класс, в ходе которого родители знакомились с различными видами театров,  проводились занятия по освоению (методике) работы с куклами, совместно с детьми изготавливали декорации, элементы костюмов, атрибуты к различным сказкам.  Затем родителям предлагала изготовить любой вид театра своими руками в домашней обстановке (вместе с детьми нарисовать фигурки или только головы зверюшек, человечков и приклеить к картонным колечкам, которые надеваются на пальцы) и продолжать развивать творческие способности своего ребенка дома.

   Родители, проявившие интерес к этой деятельности, не только приобретали различные виды театров (пальчиковый, настольный и др.), но и изготавливали собственными руками: были изготовлены театры из бросового материала (пакеты, бутылки, куски ткани). Например, родителями 2 младшей группы  был изготовлен театр «Колобок» из теста, родителями средней группы конусный театр «Теремок», театр ложкарей «Маша и медведь», перчаточный театр «Три поросенка».

   В течение учебного года в детском саду проводились родительские собрания, тематикой которых являлось развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. В процессе взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста, я предлагала им попробовать себя в роли кукловодов, что дает возможность с помощью кукол  в домашних условиях разыгрывать совместно с детьми пестушки, прибаутки, потешки, песенки. Также давала рекомендации по домашнему чтению художественных произведений (из цикла «материнская поэзия»: пестушки, колыбельные и т.д.) Родителям старших групп рассказывала о том, что уже на пятом году жизни ребенка начинает привлекать повествование-импровизация, которые сродни творческому высказыванию, поэтому очень полезно организовывать с детьми дома игры-импровизации: «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака, «Три поросенка», и т.д. Объясняла, что дети этого возраста уже способны разыгрывать театрализованные представления. При этом взрослый должен оказать необходимую помощь, подсказывая сюжетные ходы, логические связи, а нередко и начало каждого предложения. Родителям говорила о том, что в домашней обстановке необходимо создавать условия для театрализованных экспромтов, помогать разыгрывать действия понравившейся сказки, стихотворения, по мере возможность  организовывать посещение театров, просматривать видеозаписи театральных постановок. Взрослые могут подготовить предметы, заменяющие занавес, сцену, выбрать игрушки, учитывая их выразительность, для исполнения той или иной роли, принять в этом участие. Акцентировала внимание родителей на том, что в процессе театрализованной деятельности активизируется и расширяется словарь детей, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодикоинтонационная сторона речи, выразительность речи.

  В детском саду, на протяжении двух лет, складывается традиция – устраивать Театральную неделю. Театральная неделя проводилась один раз в учебном году в апреле месяце. Конкретная тематика театральной недели не была определена. Дети старшего дошкольного возраста по своему желанию выбирали художественные произведения для театральной постановки, а детям младшего дошкольного возраста литературные произведения предлагал педагог, ориентируясь на возрастные возможности детей. С большим интересом и желанием дети готовили каждую театральную постановку, каждый спектакль. С удовольствием совместно с родителями изготавливали афиши, билеты для зрителей. В рамках театральной недели проводился межгрупповой конкурс «Мир театра в детском саду», в ходе которого каждая группа представляла различные виды театров и творческий потенциал родителей и педагогов. В конкурсе были отмечены театры, изготовленные нетрадиционным способом. Была организованна выставка детских работ « По страницам добрых сказок», содержанием которой явились рисунки, поделки из различного материала. Принимая участие в Театральной неделе  в роли зрителей и актеров, дети и родители проявляли повышенную активность, получили большой эмоциональный заряд. У них появилось желание активно участвовать в совместных мероприятиях детского сада и семьи.

   Если в работе театральной  студии родители были мало активны, выступали в роли зрителей, то театральная неделя позволила нам начать  активную совместную деятельность с семьей. Анализируя свою работу по взаимодействию с семьей, через некоторое время  мы  увидели, что родители стали  не пассивными участниками, а принимали непосредственное участие в театрализованной деятельности своих детей. Совместно с педагогами детского сада развивали театральные способности (работали над передачей характерных особенностей персонажей сказок), изобразительные (совместно с детьми изготавливали атрибуты, декорации, элементы костюмов), речевые способности детей (разучивали роли, работали над интонацией, дикцией, эмоциями).

  Проведя работу по взаимодействию детского сада и семьи, я увидела, что в процессе совместной детско — взрослой театральной деятельности установились тесные отношения между родителями и педагогами. Для взрослых театральная деятельность стала источником новых знаний, эмоциональных переживаний, новых ощущений. Появился интерес к театральному искусству, который повлек за собой развитие творческих способностей детей при совместной деятельности детского сада и семьи.

  В будущем учебном году  я планирую продолжить нашу традицию, провести Театральную неделю, посвятив ее творчеству К. Чуковского, С. Михалкова. Включить в план проведения театральной недели не только групповые спектакли, но и семейные театральные постановки.

 Спасибо за внимание. Творческих успехов!