Янв 302014
 

 

МБДОУ детский сад №56

Что такое воздух и как его увидеть

Занятие познавательного цикла.
Подготовительная к школе группа

Подготовила:
Воспитатель
Дадонова Е.М.

г. Новочеркасск
2012г.

          1.     Направления деятельности:

Познавательно — речевое.
Образовательные области:
«Познание», «Безопасность»,
«Труд». «Коммуникация».

           2.     Цель занятия:

Создание условий для ознакомления детей со  свойствами воздуха  и его ролью в жизни человека и окружающей живой природы.
Задачи: Познакомить со свойствами воздуха. Формировать представление о том, как важен воздух в жизни человека. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.  Развивать логическое мышление, память.

          3.     Материалы, инструменты, оборудование. 2 воздушных шарика, пластиковые стаканы с трубочками, целлофановые пакеты, мыльные пузыри по количеству детей, пластмассовые игрушки, таз с водой.

          4.     Содержание занятия:

В. Ребята, к нам в группу прилетел воздушный шар и предлагает вам отправиться вместе с ним в путешествие. Вы согласны?

В. Ребята, как вы думаете, чем мы дышим?

Д. Воздухом.

В. Давайте вдохнем воздух. Куда он попал?

Д. В нос.

В. Правильно, после этого он спустился в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в легкие. А как вы думаете, какого цвета воздух.

Д. Воздух прозрачный, бесцветный.

В. А мы можем увидеть воздух?  Почему?

Д. Нет. Потому что он невидимый, прозрачный.

В. Правильно, недаром воздух называют невидимкой. А что еще бывает прозрачным?

Д. Прозрачным бывает: лед, стекло, вода.

В. Посмотрите вокруг и найдите прозрачные предметы.

Д. Окно, стакан.

В. А мы можем найти предметы, в которых много воздуха?

Д. Шары, мячи, пластмассовые игрушки.

В. Сейчас мы эти предметы опустим в воду.  Почему не тонут?

Д. Воздух легче воды.

 В. Молодцы, правильно! А сейчас, мы с вами проведем небольшой эксперимент.

(Показ стакана) Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем, что – нибудь? (Показ стакана всем детям, выслушиваю всех детей, но не оцениваю их).

В. Сейчас, мы это проверим.

   На столе – таз с водой и стакан. Стакан переворачиваю вверх дном и медленно опускаю в банку. Обратить внимание на то, что стакан надо держать очень ровно.

 В. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?  (Сделать вывод: В стакане, есть воздух, он не пускает туда воду.)

В. А если наклонить стакан, что появится в воде?

Д. Видны пузырьки воздуха.

В. Откуда они взялись?

Д. Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

В. А почему вы думаете, что в стакане ни чего нет?  Ведь воздух прозрачный, невидимый.

В. А еще как можно увидеть воздух?

— ответы детей.

В. Воду можно пить из стакана, а можно и через трубочку. (раздаю всем трубочки и стаканы с водой).

В. Можно пить, а можно сделать «бурю» в стакане. Подуйте и увидите- пузырьки воздуха, попробуйте. Молодцы!  Так, «бурю» в стакане делали, игрушки наполненные воздухом топили, А вот взвешивать воздух пробовали? Хотите?

   Опыт: 2 воздушных шара, палка 6- 10 см. Привязать на концы палки по шару. Подвесим палку за веревочку. Палка висит в горизонтальном положении.

В. Что произойдет, если мы проткнем шарик.

Д. Из него выйдет воздух. Конец палки поднимется вверх.

В. Почему?

Д. Шар без воздуха стал легче.

В. Что произойдет, если и второй шар проколоть? Посмотрим?  У нас опять устанавливается равновесие. Шары без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.  Какие мы с вами провели опыты?

Д. Воздух взвешивали, Бурю в стакане делали, пробовали увидеть воздух в пустом стакане, игрушки надутые воздухом «топили».

В. А вот ловить его мы еще не пробовали, Хотите?

В. Как вы думаете, чем мы будим ловить воздух?

— Ответы детей.

В. Посмотрите, что в пакете?

Д. Кубики.

В. Как вы догадались?

 — Освободить пакет от кубиков, аккуратно сверху скрутить, он обретет выпуклость и упругость.

В. Почему пакет выпуклый, что в нем есть?

В. Попробуете поймать воздух.

— Дети ловят в пакеты воздух.

Опыт: «Теплый воздух поднимается вверх»

 — Оборудование: Вырезать из плотной бумаги кружок и разрезать его, чтобы получилась «змейка». Укрепить «змейку» на конце проволоки или нитки, поднять над огнем свечи.

В. Почему змейка вращается?

Д. Теплый воздух поднимается вверх.

В. Давайте еще раз, вспомним, чем мы вдыхаем воздух? А животные?

 А растения дышат? Чем?

В. На листьях есть маленькие дырочки — отверстия, их трудно увидеть, но через прибор- микроскоп можно. Вот через них дышат растения.

В. А как узнать, что мы дышим?  Легко проверить. Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу п подышите. Что вы чувствуете?

Д. Ладошкам становится тепло, от нашего дыхания

В. А когда на улице мороз, мы говорим, как холодно, даже пар изо рта идет, давайте попробуем, как же долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышите. (следить, чтоб не слишком долго задерживали дыхание)

        Вывод: Без воздуха человек может находиться очень не продолжительное время.

В. Скажите, вы любите пускать мыльные пузыри? Я тоже. Предлагаю посмотреть, как я выпускаю пузыри. В.. А что находится внутри пузыря?

— Ответы детей.

В. Выйдем на улицу и поиграем с мыльными пузырями!!!